ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ

РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ»

Цель: сформировать у родителей отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей младшего школьного возраста в семье.

Подготовка:

Классный руководитель проводит индивидуальные беседы с детьми, используя следующие вопросы:

1.Помогаешь ли ты дома?

2.Есть ли у тебя постоянные поручения по дому? Какие?

3.Охотно ли ты их выполняешь?

4.Поощряют ли тебя за это родители?

5.Наказывают ли тебя за невыполнение поручения? Как?

 Анкетирование родителей:

1.Помогает ли вам ребенок по дому?

2.Есть ли у вашего ребенка постоянные поручения по дому? Если они существуют, то какие?

3.Охотно ли ваш(а) сын (дочь) их выполняет?

4.Приходится ли вам повторять просьбу?

5.Поощряете ли вы ребенка за выполнение домашних обязанностей (поручений)?

6.Наказываете ли вы ребенка за невыполнение поручения? Если да, то каким образом?

Оформление, оборудование и инвентарь:

  1. На доске помещается плакат со словами К. Д. Ушинского.
  2. В центре классной доски изображается дерево (без листьев 14 плодов).

З. На столе у классного руководителя  находятся:

а) изготовленные в форме листьев дерева таблички со следующими надписями:

«Цель»;

«Задачи»;

«Труд не понарошку»;

« Домашние поручения»;

«Педагогические ситуации»;

«Полезные советы»;

б) листки из бумаги в форме яблок, к которым приклеены картинки и фотографии из газет и журналов с изображением детей, участвующих в различных видах трудовой деятельности.

  1. «Портфельчик».

Ход проведения:

  1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

ПОДВЕДЕНИЕ К ТЕМЕ:

Вступительное слово классного руководителя о теме родительского университета, об актуальности проблемы трудового воспитания младших школьников в семье, о написанных на плакате словах К.Д. Ушинского как эпиграфе к коллективному обсуждению данной проблемы.

«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни».

К.Д. Ушинский

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ:

В ходе работы  нами будут обсуждены ряд вопросов, которые наиболее часто задают родители младших школьников, а именно:

1.Значение труда  в жизни ребенка.

2.Как привлечь ребенка к трудовой деятельности

3.Трудовые поручения ребенка в семье.

4.Упражнение «Портфельчик с полезностями»

У каждого из вас на столе имеется так называемый «Портфельчик», и предлагаю заполнить его в течение нашей встречи разнообразными советами, рекомендациями, памятками, интересными приемами работы с детьми и т.д.

Прием «Айсберг»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

I этап. «Определение цели и задач трудового воспитания в семье».

На доске изображено дерево. Вы видите, что в данный момент оно не имеет ни листьев, плодов. Но они могут появиться на дереве, если наше коллективное обсуждение окажется продуктивным. На моем столе лежат таблички, изготовленные в форме листьев. Надписи на табличках означают названия  этапов нашей совместной работы на собрании. Постепенно эти листья-таблички я буду прикреплять к изображению дерева,  и мы с вами вместе постараемся выполнить предусмотренные для каждого этапа задания.

Первыми листочками на нашем дереве станут листья-таблички «Цель» и «Задачи». Это означает, что мы начнем коллективное обсуждение с осмысления целевых ориентиров в трудового воспитания ребенка в семье.

Необходимо заметить, что в педагогических публикация’ часто подчеркивается: если детей правильно воспитывать, то даже самый непривлекательный и тяжелый труд может оказаться интересным и приятным делом для ребенка. Но как это сделать? К сожалению, на этот вопрос редко дается обстоятельный ответ. Особенно нелегко ответить на него сейчас, когда в нашей стране произошли радикальные изменения.

Однако вряд ли и в нынешней ситуации кто-то станет отрицать необходимость воспитания у детей трудолюбия, умения и желания трудиться. Думаю, что каждому родителю хочется, чтобы процесс трудового воспитания ребенка был эффективным, успешным. А для этого надо сначала определить цель и задачи трудового воспитания детей в семье, что и является заданием на этом этапе нашего собрания.

Классный руководитель прикрепляет листья-таблички «Цель» и «Задачи» на изображение дерева, а родители после размышлений (в течение 5—7 минут) вносят свои предложения о целевых ориентирах трудового воспитания. Мнения родителей записываются на доске напротив прикрепленных табличек.

Цель: воспитание трудолюбия.

Задачи: 

развитие потребности в труде;

развитие самостоятельности;

воспитание уважения к труду и людям труда.

 

 

II этап «Труд не понарошку».

Классный руководитель: Сегодня редко встретишь пап и мам, которые считают плохо сочетающимися слова «дети» и «труд». А ведь раньше приходилось довольно часто слышать такую родительскую фразу: мы потрудились, пусть теперь хоть дети отдохнут. И все-таки результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о том, что при наличии у большинства учащихся разовых поручений по дому немногие дети выполняют их охотно и добросовестно. Меня взволновали серьезные расхождения в ответах детей и родителей. Стало очевидным, что многие учащиеся трудятся дома понарошку. Их не привлекает работа по дому, да и родители как бы не нуждаются в их домашнем труде. А ведь в такой ситуации может сформироваться устойчивое нежелание трудиться. давайте вместе с вами подумаем и ответим на вопрос: какие трудовые поручения могут и должны быть у ребенка в семье?

Учитель прикрепляет на доску листья-таблички «Труд не понарошку» и «Домашние поручения», а родители предлагают варианты поручений, которые были наиболее успешно использованы ими в практике воспитания своих детей. Классный руководитель составляет перечень называемых родителями поручений и при необходимости дополняет этот список своими предложениями.

Как правило, в перечень включаются следующие поручения:

-оказывать помощь родителям в уборке квартиры;

-наводить порядок на своем столе и в своей комнате;

-заботиться о младшем брате или сестре; стирать свои мелкие вещи,

-мыть чайную посуду;

-следить за чистотой обуви;

-выносить мусор;

-кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок;

-гулять с собакой, кошкой;

-покупать хлеб, молоко.

 

III этап «Педагогические ситуации».

Учитель предлагает родителям найти оптимальный выход из трудных  педагогических ситуаций, возникающих в жизни каждого.

1.Вы решили посадить грядку моркови и хотите, чтобы ребенок помог вам, а он в это время смотрит телевизор.

  1. Вы сказали ребенку убрать книги (учебники), а он не делает и сидит в планшете.
  2. Ребенок не успевает вовремя выполнить ваше поручение, так как слишком медлителен и неуклюж в движениях. Как поступить?
  3. Ребенок выполнил поручение: убрался в своей комнате. Явно постарался. Благодарить или не благодарить? И как благодарить?
  4. Семилетняя Наташа по просьбе мамы убирает в своей комнате. Делает она это медленно, неохотно, постоянно отвлекается. Мама нервничает, делает дочери замечания повышенным тоном. Наташа в ответ на замечания мамы говорит: « Когда уберу, тогда и уберу». Как поступить маме в этой ситуации
  5. Игорь, понимая, что мама устала, предлагает вымыть посуду, но мама отвечает категорично: «Нет, посуду я сама вымою, иди, учи уроки». Согласны ли вы с мамой Игоря.
  6. В семье Смирновых двое школьников: 10-летний Саша и 11-летний Славик. Мальчики постоянно ссорятся между собой. Кому мусор выносить, кому собаку выгуливать, кому пылесосить квартиру. Тогда на семейном совете было принято решение: составить график дежурства мальчиков по дому. Как вы относитесь к такому подходу родителей к трудовому воспитанию детей. Предложите свои варианты решения этой проблемы.

 

Обосновать мнение.

«Одним личным примером ничего не сделаешь. Сколько есть случаев, когда родители трудолюбивые, а дети вырастают бездельниками».

 

Хорошо или плохо говорить детям:

«Если ты сделаешь то-то, я тебе разрешу посмотреть кино».

«Сходи в магазин – получишь на мороженое».

Реальная награда служит сильно действующим мотивом для ребенка. Дети стараются выполнить поручения по эгоистическим соображениям, рассчитывая на поощрение. На первых порах такие методы могут помочь трудовому воспитанию. Так или иначе ребенок получает определенные трудовые навыки. Однако впоследствии поощрение и награда становятся самоцелью. И это уже плохо. Необходимо в дальнейшем найти другие мотивы, позволяющие заинтересовать детей в трудовой деятельности.

Проблемный вопрос

Можно ли  платить детям за выполнение повседневных дел?

К чему приведет наказание трудом ребенка?

 

    IV этап  «Полезные советы».

Уважаемые родители, я предлагаю вам поделиться снами своими секретами воспитания трудолюбия у детей в семье.

Чтобы испечь вкусный пирог, чисто постирать белье или связать красивые и теплые варежки, каждая домашняя хозяйка следует в своем деле проверенным полезным советам. Такие советы очень нужны и для трудового воспитания наших детей, поэтому предлагаю участникам собрания поделиться ими друг с другом.

Классный руководитель прикрепляет лист-табличку «Полезные советы» на изображение дерева и записывает на доске предлагаемые родителями советы. А затем учитель дополняет составленный перечень.

Полезными советами могут быть такие:

  • Будьте последовательны в своих требованиях.
  • Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
  • Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына или дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями. воспитании детей.
  • Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе и о работе своих друзей.
  • Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

Каждый совет педагог дополняет разъяснениями о том, как правильно их выполнить.

 

Трудолюбивый мальчик, трудолюбивая девочка … Когда так можно сказать о ваших детях – это не только приятно. Это родительская победа.

Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:

приобщение к труду через самообслуживание;

постепенный переход от самообслуживания к труду для других;

постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;

тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;

организация обучения выполнению трудовых операций;

формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;

учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;

поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;

чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника.

V этап «Удивительный плод».

Классный руководитель: Предлагаю завершить наше коллективное обсуждение проблем трудового воспитания детей в семье словами К.Д. Ушинского: «Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование, — это трудолюбие». И тогда наше дерево будет плодоносить. Учитель помещает на изображение дерева листки бумаги в форме яблок с иллюстрациями участия детей в различных видах трудовой деятельности.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Так почему необходимо прививать трудолюбие и уважение к труду с ранних лет? (мнение родителей)

Обратимся к получившемуся дереву. Какие составляющие трудового воспитания мы получили? Я думаю, что многие из вас стремятся получить именно такие плоды в воспитании трудолюбия.

И так, что же необходимо для трудового воспитания личности младшего школьника?

Подведение итогов:

Какие из материалов, использованных на собрании, показались вам наиболее интересными?

Ваш «Портфельчик с полезностями» насыщен достаточным количеством полезной информации, которая пригодится вам как родителям в трудовом воспитании ваших детей. Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка для родителей

  1. Давая поручения ребенку, подумайте, по силам ли оно ему. Умение родителей правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе.
  2. Уважайте своего ребенка. Заранее договаривайтесь с ним о тех домашних делах, которые он должен сделать. Ведь у сына или дочери могут быть свои важные дела.
  3. Не забывайте хвалить ребенка за хорошо выполненные поручения. Если вы не удовлетворены результатом выполненной работы, не спешите высказать ребенку свое недовольство, Попытайтесь понять причину, подскажите ребенку, как это сделать лучше в следующий раз.
  4. Старайтесь быть последовательным в своих требованиях.
  5. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите ему образец правильного выполнения поручения. Научите этому своего ребенка, несколько раз выполните это поручение вместе.
  6. Почаще используйте игровые моменты в трудовом воспитании.
  7. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе и о работе своих близких, друзей.
  8. Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.
  9. Не платите деньги за выполнение детьми повседневных обязанностей. Подумайте, как поступит ваш ребенок, если вам нечем ему будет заплатить, например, за мытьё посуды.

 

В.А. Сухомлинский называл трудовое воспитание гармонией трех начал: надо, трудно и прекрасно.

НАДО … Еще КАК! Просто необходимо. Только трудолюбие в сочетании с целеустремленностью и упорством помогут добиться в жизни немеченой цели.

ТРУДНО … Конечно. И родители должны быть к этому готовы. Это требует настойчивости, колоссального терпения и времени.

ПРЕКРАСНО … Да. Потому что ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание того, что трудности преодолены, цель достигнута. Доступна эта радость только тому, кто любит труд.

Русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование, — это трудолюбие». И пусть наше дерево трудолюбия приносит радость, растет и плодоносит.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.