Образовательная экскурсия
Маршрут: Старовольская начальная школа — Пружанский хлебозавод
Пружанский хлебозавод — Старовольская начальная школа
Дата проведения : 27.02.2024
Ответственные за проведение экскурсии: Журавлёва Н.В., Козич Т. А.
Количество учащихся: 17 (1, 2, 3, 4 класс)
Тема: «Хвала рукам, что пахнут хлебом»
Цель: сформировать у детей представление о ценности хлеба, о профессии — пекарь.
Задачи:
Образовательные:
— углубить знания по организации работы Пружанского хлебозавода.
— познакомить учащихся с ассортиментом хлебобулочных и кулинарных изделий предприятия.
Развивающие:
развивать наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы;
Воспитательные:
— воспитывать уважение к труду людей сельскохозяйственных профессий;
— прививать чувства личной ответственности к правилам и безопасным методам экскурсии;
План проведения экскурсии
I Орг. момент
— В мире много неизвестного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
II Сообщение темы и цели экскурсии
Ученик:
Вот он – хлебушко душистый,
С хрупкой, корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый.
Словно солнцем залитой.
В нем здоровье, наша сила,
В нем – чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ученик:
И не сразу стали зерна
Хлебом, тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
— О чем это стихотворение? (о хлебе)
— Какова тема сегодняшнего мероприятия? О чем мы будем говорить на экскурсии?
— Сегодня мы постараемся узнать, как хлеб попадает на наш стол, кто потрудился для того, чтобы в каждом доме на столе были булки, батоны, бублики, пироги.
III. Актуализация новых знаний
— Послушайте одну историю:
Надя с бабушкой пошли на поле. Колосьев на нем очень много. Надя спросила:
— Бабушка, а тут что растет?
-Хлеб, внученька!
-Хлеб?! А булки где?
-И булки здесь, внученька.
-А баранки?
— И баранки здесь.
— А пряники?
-И пряники здесь. Все здесь, внученька.
Надя смотрит на колосья. Хочет угадать:
где тут хлеб, где булки, а где пряники?
— А вы знаете, как попадает хлеб на стол?
— Из чего получают булочки, батоны, пироги, бублики, баранки? (из зернышка)
— Правильно, из зернышка. Давайте попробуем сегодня все вместе вырастить хлеб. Куда для этого нам следует отправиться?
— Весной в поля выходят машины. У человека, ведущего эту машину много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю, подготовить ее для посева семян.
— Что это за машина, и кто ею управляет?
(трактор, тракторист)
— Через некоторое время в поле выходят уже другие машины. В нашем крае поля огромные и чтобы их быстро засеять, используют сеялки
— Итак, зернышки посеяли. Солнышко все выше, все теплее вокруг. Что же происходит на поле? Что делают зернышки? (зерна проросли, появились всходы)
— Земля, солнце, вода, тепло помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колос. Летом хлебные поля похожи на море. Подует ветер, и колосья закачаются, как волны. Когда приходит осень, колосья становятся золотыми.
— Хлеб созрел. Пришла пора убирать урожай. И снова в поле выходят машины.
Загадка:
В желтом море корабль плывет.
Он идет, волну сечет,
Из трубы зерно течет.
(комбайн)
— Как называют человека, который управляет комбайном? (комбайнер)
— Затем зерно засыпают на машины и везут в новый дом — элеватор.
— Что же происходит с зерном на элеваторе?
(его сушат и отбирают)
— Дальше зерно отправляют на мукомольные заводы. Для чего, как вы думаете? (из него делают муку)
— Что же происходит с мукой дальше? (Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и пекарни)
— И уже из муки пекут хлеб. А как называют тех людей, которые пекут хлеб? (пекари)
Сегодня мы посмотрим, как же пекут хлеб, сколько людей трудится, чтобы из муки появилась ароматная булка хлеба.
У входа в пекарню детей встречает пекарь. Дети заходят в пекарню, раздеваются и проходят в хранилище, где находится мука. Пекарь рассказывает о том, где лежит мука, чем ее сеют, для чего нужно сеять муку. Затем дети рассматривают процесс замешивания теста.
Узнают значение слов — дежа, тестомес. Пекарь рассказывает о том, что с тестом происходит дальше — в тестомес закладывают воду, соль, дрожжи, растительное масло, муку. Тесто замешивают, накрывают пленкой. Тесто должно постоять, увеличится в размере.
Дети рассматривают формы для теста, куда тесто формуют, т.е. раскладывают в формы круглые и квадратные. После этого формы с тестом ставят в тёплое место расстойник, чтобы тесто ещё раз поднялось.
Дети рассматривают формы для теста.
Наши «булки выросли», пора отправлять их по ленте в печь.
Булки отправляют по ленте в печь
Ну, вот и испёкся наш хлебушек! Он по ленте отправляется в другую комнату, здесь его раскладывают в лотки.
Учитель:
— Вот он хлебушек душистый, Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол, Он пожаловал, пришел.
В нём здоровье, наша сила, В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нём – земли родимой соки, Солнца свет веселый в нём.
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Дети рассматривают лотки с хлебом, приготовленные к отправке в магазины.
— Из пекарни на специальных машинах хлеб везут в магазины.
— Как называется специализированный магазин, где продаются только хлебобулочные изделия? (булочная)
— И уже в этих магазинах мы и покупаем наш хлеб.
— Итак, какой путь проходит зерно, чтобы попасть к нам на стол? (ответы учащихся)
— Посмотрите, короткий ли этот путь?
— Ребята, легко ли получить хлебобулочные изделия?
— Какой вывод мы должны сделать: как нужно относиться к хлебу? (беречь его, уважать труд людей, которые его вырастили, не разбрасывать, не играть хлебом)
IV Закрепление изученного.
— Ребята, расскажите, что вы увидели на экскурсии.
— Для того чтобы хлеб всегда был на наших столах, мы должны его беречь. Нам должно быть стыдно, когда оставшиеся кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда.
Мини-викторина
1 Прибор для резки хлеба? (хлеборезка)
2 Посуда для хранения хлеба? (хлебница)
3 Кто выращивает хлеб? (хлебороб)
4 Кто печет хлеб? (пекарь)
5 Назови завод, где выпекают хлеб? (хлебозавод)
- V. Подведение итогов.
— О чем мы сегодня говорили на уроке – экскурсии?
— Что запомнилось больше всего?
— На что обратили особое внимание?
— О чем бы вы хотели рассказать родителям?
— Давайте еще раз назовем путь, который проделывает хлеб, прежде чем попасть на наш стол (вспашка-посев семян — сбор урожая-муком.завод -пекарня-хлеб)
— Ребята, а в завершении нашей экскурсии пекари хотят вас угостить своей выпечкой.
[каждый ребенок получает по ароматной, свежей булочке]
– Давайте поблагодарим работников пекарни за интересную экскурсию.
Дети:
— Спасибо за экскурсию.