Как помочь ребенку справиться с домашним заданием
Как помочь ребенку справиться с домашним заданием
Ученье – свет, а не ученье – тьма.
Учиться никогда не поздно.
Кто владеет информацией, тот владеет миром.
Существует множество поговорок и афоризмов, которые должны бы мотивировать человека на процесс обучения. Но это точно не относится к школьникам, которым заботливые учителя задают огромные домашние задания.
Делу время, потехе – час
Для начала нужно определить оптимальные временные рамки выполнения домашней работы. По мнению специалистов, длительность выполнения домашнего задания с учетом психофизиологии возраста ребенка составляет:
— для младших школьников – 1- 1,5 часа в день,
— для учащихся 5- 8 классов – 2 – 2,5 часа,
–для старших школьников – 3 часа.
Главное – добиться от школьника представления о выполнении домашнего задания, как об обязательном ритуале. Это происходит в определённом месте и в одно и то же время. Такие рамки позволяют упорядочить процесс обучения и дисциплинировать ребёнка. Однако нельзя заставлять его делать уроки сразу после школы, ему необходимо время, чтобы переключиться на домашнюю обстановку. На это требуется до полутора часов, в течение которых дайте ребёнку поесть, отдохнуть, поиграть в игры, в том числе активные.
Лучшее время для уроков – это период с 15 до 18 часов. Если ребенок трудиться больше 40 минут, необходимо сделать небольшой перерыв: порадовать любимое чадо, яблочком, веселым заданием. Количество упражнений нужно строго ограничить, иначе не сможете снова усадить его за уроки.
Организационный момент
Первым делом обеспечьте ребенку необходимые условия:
• распорядок дня,
• рабочее место,
• места для необходимых принадлежностей.
В этом случае у младшего школьника возникает необходимая установка. Когда он садится за стол, быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к выполнению заданий.
Выработайте у школьника привычку еще до начала работы уточнять все задания и готовить все необходимое. Постепенно он научится планировать свои действия и решать, в каком порядке делать уроки. Но поначалу вам придется подсказать, с каких заданий лучше начинать – легких или трудных.
Для этого надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков. Также не следует выполнять подряд все устные задания, а затем письменные. Занятия нужно чередовать.
Помните детскую песню:
Папа у Васи силен в математике.
Учится папа за Васю весь год.
Мудрые родители не будут делать задание за ребенка, а будут контролировать и помогать. Например, могут натренировать правильное написание слов, диктуя тексты и слова, помочь понять трудную математическую задачу. Если задание не сложное и ребенок в состоянии его сделать сам, лучше не вмешиваться, а предложить помощь при проверке. Просьбу ребенка принимайте с радостью, не забывая делать позитивные комментарии. Проверенное взрослыми домашнее задание порождает у ребенка ощущение завершенности работы, является признаком доброжелательного внимания родителей, а также формирует чувство безопасности и уверенности, что оно выполнено без ошибок. Эту уверенность школьник принесет с собой в класс, а значит, будет чувствовать себя спокойнее, когда станет выполнять классную работу.
Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо ребенок выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А о тех, в которых допущена ошибка, сказать: «Я думаю, что если ты еще раз внимательно проверишь этот пример, то у тебя получится другой ответ». Это побудит ученика вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия. Если родитель начнет проверку домашнего задания с разбора ошибок, да еще и рассердится, то ребенок, вместо исправления недочетов, будет переживать, что вызвал недовольство взрослого.
Предостерегаем родителей, которые думают, что написание работы на черновик является панацеей от всех ошибок. Черновик может быть эффективен только тогда, когда могут возникнуть принципиальные ошибки, например, в правильном написании буквы, в сочинениях или в особенно трудных задачах.
Переход ребенка на полный самоконтроль, зависит от его индивидуальных особенностей. Хорошо, чтобы такое умение выработалось к средней школе.
В помощь ребенку предложите памятку, прикрепив ее на видное место
«Как готовить домашнее задание»
1. Проветри комнату.
2. Выключи телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
3. Сотри со стола пыль, убери лишние игрушки и все, что не относится к школе.
4. Проверь, достаточно ли света, если нет – позаботься о настольной лампе.
5. Сходи в туалет, помой руки, утоли жажду.
6. Помни, за уроки нужно садиться сытым, чтобы не отвлекаться.
7. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
8. Приготовь письменные принадлежности, необходимые для занятий.
9. Учебники, тетради и дневник положи слева от себя. Заканчивая урок, откладывай все справа от себя.
10. Пришло время начинать работу. Сядь на стуле удобно. Настройся на работу.
11. Ты имеешь право на отдых в течение 10 минут через каждые 40 минут. Но лучше отдыхать после каждого предмета. Чтобы контролировать время отдыха – сверяйся по часам.
Домашние задания и… хорошее настроение
У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы:
— с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых, никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор,
— в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду,
— вернувшись домой с работы или встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках, найдете другую форму приветствия,
— не будете стоять у ребенка «над душой», пока он не начнет делать уроки или в процессе работы,
— никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки,
— постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и не напугаете предстоящими трудностями, а сформируете отношение к ним как к чему-то вполне преодолимому,
— проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок («Я так и знал, что ты ошибешься!»),
— в случае, если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия, отметите любые, даже незначительные успехи («Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера», «Ты сегодня так старался!»).,
— никогда не повысите голос на ребёнка, когда тот чего-то не понимает: это не только не поможет ему быстрее понять материал, но и сформирует комплекс неполноценности, ему будет казаться, что он плохой и не оправдывает ваших ожиданий.
Научите ребенка учиться
Объясните своему школьнику, что механическое выполнение домашних заданий не обеспечивает хороших знаний. Подскажите некоторые приемы лучшего усвоения информации:
— делать пометки при чтении,
— передавать своими словами прочитанное,
— сжимать материал до главных мыслей,
— пользоваться таблицами, схемами, опорными карточками.
Любите и берегите детей!