Психологическая готовность к школьному обучению
Компоненты
психологической готовности |
Содержательная характеристика |
Интеллектуальная
готовность |
Наличие широкого кругозора и запаса знаний.
Сформированность начальных умений учебной деятельности. Дифференцированность восприятия как основа мышления. Планомерность восприятия. Развитое наглядно-образное мышление. Хорошая ориентировка в пространстве и времени. Хорошая память. Интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности). Развитие фонематического слуха. Развитие мелкой моторики (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования). Предпосылки абстрактно-логического мышления. |
Личностная готовность
(мотивационная готовность) |
Позитивное отношение к школе, учителям, учебной
деятельности, самому себе. Развитие познавательных критериев, любознательности. Развитие желания ходить в школу. Произвольное управление своим поведением. Объективность самооценки.
|
Социально — психологическая
готовность
|
Гибкое владение способами установления взаимоотношений (умение установить контакт с учителем, со сверстниками, умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем). Развитие потребности в общении. Умение подчиняться правилам и нормам. Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.
|
Эмоционально — волевая
готовность |
Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и
переживание отдаленных последствий своей деятельности). Эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций). Произвольная регуляция внимания. Умение продлить действия, приложив к этому усилия. Сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня. |