20.04.2020. Русская литература, 8 класс
Учитель Кутюк И.И.
Русская литература
Учитель Кутюк Инна Ивановна
04.05.2020 8 класс
Тема: Творчество Р. И. Рождественского, Е. А. Евтушенко
Знать: особенности лирики 50-90-х годов, некоторые сведения о поэтах 50-90-х годов.
Уметь: видеть красоту и глубину поэтической картины мира поэтов; выразительно читать наизусть стихи.
Задания:
- Прочитайте внимательно вступительную статью о Р. И. Рождественском.
- Прочитайте стихотворения Рождественского «За того парня», «Всё начинается с любви»
- Прочитайте материал.
— Военная тема нашла отражение и в песенной лирике Рождественского.
Так, произведение на слова поэта «За того парня» украсило фильм «В бой идут одни «старики». В разные года песню исполняли Муслим Магомаев, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон и другие артисты эстрады. Однако тематикой Великой Отечественной войны творчество Роберта Рождественского не ограничивалось. Достаточно вспомнить хотя бы его «Эхо любви» в исполнении Анны Герман, «Позвони мне, позвони» в исполнении Ирины Муравьевой, его «Мгновения» («Не думай о секундах свысока»), «Погоню» (в горячей крови), «Товарища Песню» или оптимистичный призыв «Не надо печалиться».
— Послушайте названные выше песни на стихи Р. Рождественского.
- Ответьте устно на вопросы 1,2 (с.248), выполните письменно задание 2 (с.249)
- Прочитайте статью о Е. А. Евтушенко (с.249)
- Прочитайте стихотворение Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет …» (с.249-250).
- Прочитайте материал.
— «Людей неинтересных в мире нет …» — образец философской лирики Евтушенко. В нем поэт рассуждает на вечные темы: жизнь и смерть. Смысл пребывания человека на земле. В произведении провозглашается факт неповторимости каждого представителя рода людского, даже самого обычного, невзрачного, ничем не выделяющегося из толпы, не обладающего какими-то выдающимися способностями. Человеческие судьбы сравнимы по загадочности с историями далеких планет. Евтушенко утверждает, что у всех есть тайный личный мир, наполненный лучшими мгновениями и страшными часами. Никто не способен узнать нас так хорошо, как мы сами чебя знаем. Лирический герой произведения восхищен многогранностью, необъятностью личности каждого человека. Умирает индивидуум, а вместе с ним умирает его первый снег, первый поцелуй, первый бой. И ничего с этой несправедливостью нельзя поделать. Уходят люди, забирая с собой свои тайные миры, которые никогда не возродить. От такой невозвратности лирическому герою хочется кричать. Конечно, от людей творческих остаются книги и холсты, от рабочих – машины и мосты. Что-то остается, но что-то обязательно и навсегда покидает землю. Из этого Евтушенко выводит вечный закон существования, безжалостный и непреложный, — «не люди умирают, а миры».
Основные средства художественной выразительности в стихотворении – риторические вопросы и восклицания, многоточия, лексические повторы. При помощи них Евгений Александрович заостряет внимание читателей на наиболее важных мыслях.
Стихотворение написано простым языком – в нем нет мудреных слов, метафор. Лирика Евтушенко способна проникнуть в сердце практически любого человека, недаром у нее в свое время были миллионы поклонников.
- Выполните задания 1, 2 (письменно), 3,4 (устно) на с.250-251.
- Прочитайте стихотворение «Я не сдаюсь, но все-таки сдаю …» (с.251).
- Ответьте устно на вопросы 1-4 (с.251)
Домашнее задание. Выучить наизусть два-три стихотворения поэтов 50-90 годов наизусть (по выбору).
Русская литература
Учитель Кутюк Инна Ивановна
06.05.2020 8 класс
Тема: Творчество Н. М. Рубцова
Знать: некоторые сведения о Н. М. Рубцове
Уметь: видеть красоту и глубину поэтической картины мира поэта; выразительно читать наизусть стихи.
Задания:
- Прочитайте статью о Н. М. Рубцове (с.252).
- Прочитайте стихотворение «Русский огонек» (с.252-2540).
- Познакомьтесь с материалом.
-Вам, современным школьникам, конечно, ничего не говорят строки:
Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
Старшее поколение, знакомое с деревенским бытом, знает, что до войны и в послевоенное время фотографий было немного, изображения близких вставлялись в рамку под стекло. Рамки висели на стене в большой комнате. Хозяйка избы спрашивает, будет ли война, потому что по прошествии двадцати лет (стихи написаны в 1964 году) не может забыть своих сыновей, родных, погибших на войне, думает о них и о подрастающей молодежи, которую может «смести» новое военное лихолетье. Наверное, она, как это часто бывало. Из многочисленного семейства осталась в живых одна …
Выражение «русский огонек» приобретает значение символа в третьей части стихотворения. Его притягательный свет, мыслилось поэту, — надежда на разумное и человечное переустройство мира на основе добра и «доброй веры» (веры в Бога). Имея в виду неустроенность и российскую, и мировую, поэт говорит: «Среди тревог великих и разбоя/ Горишь, горишь, как добрая душа, / Горишь во мгле – и нет тебе покоя …»
В 60-е годы ХХ века шла война во Вьетнаме. СССР помогал компартиям во всем мире, оставляя свой народ в нищете и бесправии; к 60-м годам относится кризис отношений СССР и США, когда едва не началась ядерная война.
— Человек и мироздание – основная тема лирики Рубцова. Стихотворения этой тематики проникнуты светлой грустью и ностальгией. Так, стихотворение «Утро» полно грустных интонаций, передающих тревогу об исчезающей поэзии и красоте природы. Поэт беспокоится о современном человеке, который разучился ценить красоту, стал глухим по отношению к миру, что приводит к разрушению души.
- Прочитайте стихотворение Н. Рубцова «Утро» (с.254).
- Ответьте (устно) на вопросы 1-4 (с.254-255)
Домашнее задание. Подготовить анализ понравившегося стихотворения.