Русская литература

20.04.2020. Русская  литература, 8 класс

Учитель Кутюк И.И.

Русская литература

Учитель Кутюк Инна Ивановна

04.05.2020       8 класс

 

Тема: Творчество Р. И. Рождественского, Е. А. Евтушенко

Знать: особенности лирики 50-90-х годов, некоторые сведения о поэтах 50-90-х годов.

Уметь: видеть красоту и глубину поэтической картины мира поэтов; выразительно читать наизусть стихи.

 

Задания:

  1. Прочитайте внимательно вступительную статью о Р. И. Рождественском.
  2. Прочитайте стихотворения Рождественского «За того парня», «Всё начинается с любви»
  3. Прочитайте материал.

— Военная тема нашла отражение и в песенной лирике Рождественского.

Так, произведение на слова поэта «За того парня» украсило фильм «В бой идут одни «старики». В разные года песню исполняли  Муслим Магомаев, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон и другие артисты эстрады. Однако тематикой Великой Отечественной войны творчество Роберта Рождественского не ограничивалось. Достаточно вспомнить хотя бы его «Эхо любви» в исполнении Анны Герман, «Позвони мне, позвони» в исполнении Ирины Муравьевой, его «Мгновения» («Не думай о секундах свысока»), «Погоню» (в горячей крови), «Товарища Песню» или оптимистичный призыв «Не надо печалиться».

— Послушайте названные выше песни на стихи Р. Рождественского.

  1. Ответьте устно на вопросы 1,2 (с.248), выполните письменно задание 2 (с.249)
  2. Прочитайте статью о Е. А. Евтушенко (с.249)
  3. Прочитайте стихотворение Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет …» (с.249-250).
  4. Прочитайте материал.

— «Людей неинтересных в мире нет …» — образец философской лирики Евтушенко. В нем поэт рассуждает на вечные темы: жизнь и смерть. Смысл пребывания человека на земле. В произведении провозглашается факт неповторимости каждого представителя рода людского, даже самого обычного, невзрачного, ничем не выделяющегося из толпы, не обладающего какими-то выдающимися способностями. Человеческие судьбы сравнимы по загадочности с историями далеких планет. Евтушенко утверждает, что у всех есть тайный личный мир, наполненный лучшими мгновениями и страшными часами. Никто не способен узнать нас так хорошо, как мы сами чебя знаем. Лирический герой произведения восхищен многогранностью, необъятностью личности каждого человека. Умирает индивидуум, а вместе с ним умирает его первый снег, первый поцелуй, первый бой. И ничего с этой несправедливостью нельзя поделать. Уходят люди, забирая с собой свои тайные миры, которые никогда не возродить. От такой невозвратности лирическому герою хочется кричать. Конечно, от людей творческих остаются книги и холсты, от рабочих – машины и мосты. Что-то остается, но что-то обязательно и навсегда покидает землю. Из этого Евтушенко выводит вечный закон существования, безжалостный и непреложный, — «не люди умирают, а миры».

Основные средства художественной выразительности в стихотворении – риторические вопросы и восклицания, многоточия, лексические повторы. При помощи них Евгений Александрович заостряет внимание читателей на наиболее важных мыслях.

Стихотворение написано простым языком – в нем нет мудреных слов,  метафор. Лирика Евтушенко способна проникнуть в сердце практически любого человека, недаром у нее в свое время были миллионы поклонников.

  1. Выполните задания 1, 2 (письменно), 3,4 (устно) на с.250-251.
  2. Прочитайте стихотворение «Я не сдаюсь, но все-таки сдаю …» (с.251).
  3. Ответьте устно на вопросы 1-4 (с.251)

 

Домашнее задание. Выучить наизусть два-три стихотворения поэтов 50-90 годов наизусть (по выбору).

 

 

Русская литература

Учитель Кутюк Инна Ивановна

06.05.2020       8 класс

 

Тема: Творчество Н. М. Рубцова

Знать: некоторые сведения о Н. М. Рубцове

Уметь: видеть красоту и глубину поэтической картины мира поэта; выразительно читать наизусть стихи.

 

Задания:

  1. Прочитайте статью о Н. М. Рубцове (с.252).
  2. Прочитайте стихотворение «Русский огонек» (с.252-2540).
  3. Познакомьтесь с материалом.

-Вам, современным школьникам, конечно,  ничего не говорят строки:

Как много жёлтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

Старшее поколение, знакомое с деревенским бытом, знает, что до войны и в послевоенное время фотографий было немного, изображения близких вставлялись в рамку под стекло. Рамки висели на стене в большой комнате. Хозяйка избы спрашивает, будет ли война, потому что по прошествии  двадцати лет (стихи написаны в 1964 году) не может забыть своих сыновей, родных, погибших на войне, думает о них и о подрастающей молодежи, которую может «смести» новое военное лихолетье. Наверное, она, как это часто бывало. Из многочисленного семейства осталась в живых одна …

Выражение «русский огонек» приобретает значение символа в третьей части стихотворения. Его притягательный свет, мыслилось поэту, — надежда на разумное и человечное переустройство мира на основе добра и «доброй веры» (веры в Бога). Имея в виду неустроенность и российскую, и мировую, поэт говорит: «Среди тревог великих и разбоя/  Горишь, горишь, как добрая душа, / Горишь во мгле – и нет тебе покоя …»

В 60-е годы ХХ века шла война во Вьетнаме. СССР помогал компартиям во всем мире, оставляя свой народ в нищете и бесправии; к 60-м годам относится кризис отношений СССР и США, когда едва не началась ядерная война.

— Человек и мироздание – основная тема лирики Рубцова. Стихотворения этой тематики проникнуты светлой грустью и ностальгией. Так, стихотворение «Утро» полно грустных интонаций, передающих тревогу об исчезающей поэзии и красоте природы. Поэт беспокоится о современном человеке, который разучился ценить красоту, стал глухим по отношению к миру, что приводит к разрушению души.

  1. Прочитайте стихотворение Н. Рубцова «Утро» (с.254).
  2. Ответьте (устно) на вопросы 1-4 (с.254-255)

 

Домашнее задание. Подготовить анализ понравившегося стихотворения.

 

 

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.