Профилактика правонарушений учащихся

«Профилактика правонарушений учащихся»

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые

подвергаются изменению, развитию. Одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия  семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями». Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».

Одно из важнейших направлений воспитательной работы школы  – профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде. Школа уделяет большое внимание работе не только с одаренными детьми, но и подростками «группы риска».

В компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:

  1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении.
  2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования. Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, —  лицо в возрасте до 18 лет, которое

вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения  или антиобщественные действия.

  1. Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Семья, находящаяся в социально-опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение,  либо жестоко обращаются с ними.
  2. Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.
  3. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения.

Руководители и педагогические работники имеют право в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить  беседы с ними и их родителями (законными представителями), запрашивать информацию у государственных органов, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей (законных представителей).

Основными направлениями общеобразовательного учреждения по профилактике правонарушений являются: социально психологическая диагностика семей учащихся; выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих  или систематически пропускающих по неуважительным причинам

занятия в учреждении; выявление семей, находящихся в социально – опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;

организация интересного досуга учащихся; осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование

законопослушного поведения несовершеннолетних.

Остановимся на наиболее важных аспектах.

  1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками.

Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейший учебный материал, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у дворовых ребят, «друзей с улицы». В конечном итоге, он может стать добычей преступной среды.

  1. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое

подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Такого подростка очень легко вовлечь в преступную деятельность. По этой причине борьба с пропусками ведётся постоянно. Классные руководители ежедневно контролируют посещаемость уроков. В случае пропуска занятий учеником у родителей выясняется причина отсутствия. Устанавливается контроль со стороны родителей и педагогов за

поведением ребёнка.

Когда прогулы носят систематический характер, школа подключает работников Комиссии по делам несовершеннолетних, принимает меры к родителям, которые не обеспечивают контроль обучения и воспитания ребенка.

  1. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, кружковую работу — одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

Классные руководители и руководители дополнительных занятий

привлекают в спортивные секции, кружки  широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.

  1. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают:

потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни; озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всей страны;

потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;

готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.

К формированию здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются не только  специалисты (медики), но и широко используется детский потенциал. В пропаганде здорового образа жизни

используются такие мероприятия: беседа, дискуссия, диспут,  подготовленные при поддержке классного руководителя самими учениками;

встреча с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни;

«классный видеочас»  с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач.

В беседах с детьми помимо традиционных тем: наркомания, ВИЧ-инфекции,

гепатиты, алкоголизм, обращается внимание на такие проблемы, как: преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков;

Где роль классного руководителя заключается в направлении дискуссии и

подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих  мнений. Такие занятия развивают активность, формируют жизненные позиции ребенка.

  1. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных

представителей) правовых знаний  –  необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проводятся беседы на классных часах, родительских собраниях, разъяснительная работа о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, дается понятие об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей, формируют мотивацию на ответственность за свои действия.

К такой работе мы привлекаем сотрудников правоохранительных органов,

специалистов, имеющих опыт работы с преступностью несовершеннолетних. Ежегодно проводятся общеклассные и индивидуальные беседы с учащимися по профилактике правонарушений.

Традиционными мероприятиями в школе стали Дни правовых знаний, неделя правовых знаний.

  1. Профилактика аутодеструктивного поведения несовершеннолетних (подростковый суицид). Закрывать глаза или делать вид, что данная проблема не существует, значит,мириться с массовым уходом из жизни людей и детей в том числе.Мы, взрослые говорим, что нам трудно, на нас давят экономические и политические проблемы. А легко ли сегодня в этом мире нашим детям? Это чудовищно, когда детям вдруг страшно становится жить. Выбрасываться из окон, резать вены, вешаться, глотать таблетки, бросаться под колеса бегущих машин не страшно. А жить страшно.

В школу для проведения диагностики, занятий по снятию эмоционального напряжения, индивидуального консультирования приглашается специалист психолог из СПЦ Пружанского района. Может оказываться экстренная психологическая помощь – «Телефон доверия».

В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой – естественная норма жизни. Многие взрослые часто повторяют известную фразу: «Все начинается с детства». И это действительно так. И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в семье  –  всѐ берется в детстве. Ребенок

подражает родителям. У детей складывается определенное отношение к моральным и правовым требованиям общества.

Семью можно сравнивать со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и, в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолеть достойно и с честью.

От родителей и педагогов требуется единство требований, не скрывать друг от друга в семье проступки детей. Родителям в этом случае необходимо терпение. Но оно заключается в том, чтобы не просто терпеть проступки ребенка и закрыть на них глаза, а в том, чтобы ребенок имел время прочувствовать и осознать совершенное им, а отец и мать были рядом и поддержали его.

Если родители с раннего возраста не научились говорить ему слово «нет», то их жизнь может превратиться в нескончаемую дорогу в ад. Самая страшная беда состоит в том, что ребенок станет взрослым, который будет воспитывать своего ребенка по своему образу и подобию. Небрежность в воспитании детей зачастую оборачивается страшными трагедиями, избежать которые можно было бы помня о родительской ответственности.

Мы рекомендуем родителям прежде всего поддерживать контакт с классным

руководителем и при конфликтных ситуациях принимать правильное решение, а при необходимости обратиться к специалистам.

Несмотря на все предосторожности со стороны школы, некоторые родители

уклоняются от воспитания детей.

Семья, находящаяся в социально опасном положении  —  семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение

либо жестоко обращаются с ними.

Организация более тесного взаимодействия с квалифицированными специалистами определенного профиля работы (правоохранительные органы, судебные органы и др.) Низкая правовая грамотность родителей учащихся.

Уровень правовой культуры проверить трудно, его можно определить лишь через тесты, решение ситуаций, а навыки, как правило, проверяет жизнь…

И еще раз я хочу напомнить права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей:

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут

ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

Наш совет родителям прост и доступен: «Любите своих детей, будьте искренне честны в отношении к своим детям и к самим себе, чаще говорите своему ребенку слова любви и благодарности». Наша с Вами миссия создать для детей пространство любви и понимания.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.